Если ребенок путает звуки в словах – это говорит о речевом нарушении.
В школе он будет писать слова так, как произносит: все неточности в устной речи станут ошибками в тетрадке. Правописанию мешают и нарушения звукопроизношения, которые вовремя не были исправлены учителем-дефектологом и родителями.
Приведем несколько игры, направленных на развитие слухового внимания, фантазии и мышления, которые помогут научить ребенка слышать все, что происходит вокруг него, начать правильно говорить и в школе грамотно писать.
Игра «Где погремушка»
Цель: научить ребенка определять направление звука.
Оборудование: две погремушки.
Задание: повернуться, услышав погремушку.
Процесс игры:
- Две погремушки находятся в комнате за спиной ребенка на расстоянии 1 м друг от друга.
- Взрослый попеременно шумит погремушками, предлагая ребенку повернуться к звучащей игрушке.
- Расстояние между игрушками постепенно увеличивается.
Игра «Говори правильно»
Цель: научить ребенка различать слова, близкие по звучанию.
Оборудование: нет.
Задание: определить, какое слово верное, и назвать его.
Процесс игры:
- Взрослые читает ребёнку стихотворение.
- Ребёнок выбирает верный вариант слова, произнося его вслух.
Лексический материал:
Не могу никак понять:
Как же правильно сказать?
Помогите! Подскажите!
Верно слово назовите:
«КУБИКИ» иль «ПУБИКИ»?
«БОСАКА» иль «СОБАКА»?
«КАРАНДАШ» иль «КАНДАРАШ»?
«РЕБЁНОК» иль «РЕВЁНОК»?
«ТУМБОЧКА иль «ТУБОЧКА»?
«КЛЕТКА» иль «КЕТКА»?
«ТЕЛЕПОН» иль «ТЕЛЕФОН»?
«ЛАМПА» или «ЛАНПА»?
«ТРАНВАЙ» или «ТРАМВАЙ»?
«МОРКОВКА» или «МОРКОПКА»?
«КОЛОКОНЧИК» иль «КОЛОКОЛЬЧИК»?
«ТУБАРЕТ» иль «ТАБУРЕТ»?
«КАРТОПЕЛЬ» иль «КАРТОФЕЛЬ»?
«КЛОМАСТЕР» иль «ФЛОМАСТЕР»?
«ХОСТИК» или «ХВОСТИК»?
Игра «Рифмочки»
Цель: научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.
Оборудование: нет.
Задание: послушать слова и выделить из них название птицы (или другой предмет).
Процесс игры:
- Взрослый читает ряд созвучных (рифмованных) слов.
- Ребёнок вычленяет среди них то, которое указано в задании.
- Ребёнок объясняет, почему выбрано именно это слово.
Лексический материал:
- Найди птиц
Котята-гусята-лисята
Утята-волчата-зайчата
Куница-лисица-синица
Бокогрей-Бармалей-соловей
Пампушка-ватрушка-кукушка
- Найди неживое
Книжка-мишка-мышка
Кошка-ложка-мошка
Кот-рот-енот
- Найди живое
Коса-оса-роса
Муравей-Водолей-суперклей
Игра «Имена»
Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать задание.
Оборудование: нет.
Задание: хлопнуть, услышав имя.
Процесс игры:
- Взрослый объясняет ребенку: «Я буду называть различные слова, а ты, как только услышишь имя мальчика или девочки, сразу хлопни в ладоши» - и читает ряд слов, среди которых есть имена.
- После выполнения задания взрослый спрашивает, какие имена запомнил ребёнок.
Лексический материал:
Помидор, коза, Поля, Паша, Галя, лапа, Толя, Катя, Ваня, ножи, Коля, кукла, Тамара, Сережа и т.д.
Игра «Под столом! На столе! Стучи!»
Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать задание, быстро переключаться.
Оборудование: нет.
Задание: выполнить движение, которое говорит взрослый.
Процесс игры:
- Взрослый озвучивает задание: «На столе!» - и кладет руки на стол.
- Ребенок повторяет за взрослым.
- Взрослый говорит: «Под столом!» - ребенок прячет руки, повторяя все за взрослым.
- При словах «Стучи!» взрослый стучит по столу, ребенок за взрослым повторяет.
- После нескольких проб, когда ребенок привыкает повторять движения, взрослый начинает произносить одно действие, а выполнять другое.
- «На столе!» - а руки прячет под стол.
- Ребенок должен делать только то, что сказал взрослый, не обращая внимание на его действия.
Игра «Бывает-не бывает»
Цель: научить ребенка внимательно слушать и вникать в смысл сказанного другим человеком.
Оборудование: нет.
Задание: исправить взрослого, если услышишь ошибку.
Процесс игры:
- Взрослый читает предложения.
- Ребенок слушает внимательно и определяет, какие предложения неверные.
- Если предложение верно-говорит «верно», если ложное - «неверно».
Лексический материал:
Кошка лакает воду.
Лягушка грызет орехи.
Змея долбит дерево.
Корова пасется на лугу.
Дельфин схватил акулу.
Пингвин поймал слова.
Собака грызет кость.
Рысь глотает бабочку.
Слон пьет нектар.
Рыбка жует траву.
Тигр колет орехи.
Лошадь ловит муху.
Стрекоза ест мясо.
Собака жует сено.
По материалам книги
300 игр для развития слухового
внимания ребенка/ Молчанова Е.Г., 2021.