Советы дефектолога

Игры для развития слухового внимания ребенка

Если ребенок путает звуки в словах – это говорит о речевом  нарушении.

В школе он будет писать слова так, как произносит: все неточности в устной речи станут ошибками в тетрадке. Правописанию мешают и нарушения звукопроизношения, которые вовремя не были исправлены учителем-дефектологом и родителями.

Приведем несколько игры, направленных на развитие слухового внимания, фантазии и мышления, которые помогут научить ребенка слышать все, что происходит вокруг него, начать правильно говорить и в школе грамотно писать.

Игра «Где погремушка»

Цель: научить ребенка определять направление звука.

Оборудование: две погремушки.

Задание: повернуться, услышав погремушку.

Процесс игры:

  • Две погремушки находятся в комнате за спиной ребенка на расстоянии 1 м друг от друга.
  • Взрослый попеременно шумит погремушками, предлагая ребенку повернуться к звучащей игрушке.
  • Расстояние между игрушками постепенно увеличивается.

Игра «Говори правильно»

Цель: научить ребенка различать слова, близкие по звучанию.

Оборудование: нет.

Задание: определить, какое слово верное, и назвать его.

Процесс игры:

  • Взрослые читает ребёнку стихотворение.
  • Ребёнок выбирает верный вариант слова, произнося его вслух.

Лексический материал:

Не могу никак понять:

Как же правильно сказать?

Помогите! Подскажите!

Верно слово назовите: 

«КУБИКИ»  иль «ПУБИКИ»? 

«БОСАКА» иль «СОБАКА»? 

«КАРАНДАШ» иль «КАНДАРАШ»? 

«РЕБЁНОК» иль «РЕВЁНОК»?

«ТУМБОЧКА иль «ТУБОЧКА»?

«КЛЕТКА» иль «КЕТКА»?

«ТЕЛЕПОН» иль «ТЕЛЕФОН»?

«ЛАМПА» или «ЛАНПА»?

«ТРАНВАЙ» или «ТРАМВАЙ»?

«МОРКОВКА» или «МОРКОПКА»?

«КОЛОКОНЧИК» иль «КОЛОКОЛЬЧИК»?

«ТУБАРЕТ» иль «ТАБУРЕТ»?

«КАРТОПЕЛЬ» иль «КАРТОФЕЛЬ»?

«КЛОМАСТЕР» иль «ФЛОМАСТЕР»?

«ХОСТИК» или «ХВОСТИК»? 

Игра «Рифмочки»

Цель: научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.

Оборудование: нет.

Задание: послушать слова и выделить из них название птицы (или другой предмет).

Процесс игры:

  • Взрослый читает ряд созвучных (рифмованных) слов.
  • Ребёнок вычленяет среди них то, которое указано в задании.
  • Ребёнок объясняет, почему выбрано именно это слово.

Лексический материал:

  1. Найди птиц

Котята-гусята-лисята

Утята-волчата-зайчата

Куница-лисица-синица

Бокогрей-Бармалей-соловей

Пампушка-ватрушка-кукушка

  1. Найди неживое

Книжка-мишка-мышка

Кошка-ложка-мошка

Кот-рот-енот

  1. Найди живое

Коса-оса-роса

Муравей-Водолей-суперклей

Игра «Имена»

Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать задание.

Оборудование: нет.

Задание: хлопнуть, услышав имя.

Процесс игры:

  • Взрослый объясняет ребенку: «Я буду называть различные слова, а ты, как только услышишь имя мальчика или девочки, сразу хлопни в ладоши» - и читает ряд слов, среди которых есть имена.
  • После выполнения задания взрослый спрашивает, какие имена запомнил ребёнок.

Лексический материал:

Помидор, коза, Поля, Паша, Галя, лапа, Толя, Катя, Ваня, ножи, Коля, кукла, Тамара, Сережа и т.д.

Игра «Под столом! На столе! Стучи!»

Цель: научить ребенка внимательно слушать и запоминать задание, быстро переключаться.

Оборудование: нет.

Задание: выполнить движение, которое говорит взрослый.

Процесс игры:

  • Взрослый озвучивает задание: «На столе!» - и кладет руки на стол.
  • Ребенок повторяет за взрослым.
  • Взрослый говорит: «Под столом!» - ребенок прячет руки, повторяя все за взрослым.
  • При словах «Стучи!» взрослый стучит по столу, ребенок за взрослым повторяет.
  • После нескольких проб, когда ребенок привыкает повторять движения, взрослый начинает произносить одно действие, а выполнять другое.
  • «На столе!» - а руки прячет под стол.
  • Ребенок должен делать только то, что сказал взрослый, не обращая внимание на его действия.

Игра «Бывает-не бывает»

Цель: научить ребенка внимательно слушать и вникать в смысл сказанного другим человеком.

Оборудование: нет.

Задание: исправить взрослого, если услышишь ошибку.

Процесс игры:

  • Взрослый читает предложения.
  • Ребенок слушает внимательно и определяет, какие предложения неверные.
  • Если предложение верно-говорит «верно», если ложное - «неверно».

Лексический материал:

Кошка лакает воду.

Лягушка грызет орехи.

Змея долбит дерево.

Корова пасется на лугу.

Дельфин схватил акулу.

Пингвин поймал слова.

Собака грызет кость.

Рысь глотает бабочку.

Слон пьет нектар.

Рыбка жует траву.

Тигр колет орехи.

Лошадь ловит муху.

Стрекоза ест мясо.

Собака жует сено.

По материалам книги

300 игр для развития слухового

внимания ребенка/ Молчанова Е.Г., 2021.

свернуть

Какие же функции выполняет учитель-дефектолог в нашем дошкольном учреждении

23.09.2021
Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен учитель-дефектолог в дошкольном учреждении. А родителям детей, имеющих нарушения в развитии, пришлось тесно соприкоснуться с наукой дефектологией и познакомиться со специалистами этой области. В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог. Во-первых, учитель-дефектолог в проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребёнком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития. При обследовании дефектолог тщательно изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребенка и его причины. Если ребёнок переведён к нам из другого дошкольного учреждения, учитель-дефектолог изучает и педагогическую характеристику. При проведении обследования основная роль отводится дефектологу, затем к обследованию подключаются психолог, руководитель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель. Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие. В-третьих, деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста. Каждое коррекционно-развивающие занятие, которое проводит учитель - дефектолог в дошкольном учреждении, представляет собой целый комплекс познавательной деятельности, моторики, речи. На занятиях дефектолог использует игрушки, картины, книги, музыкальные инструменты, компьютер с развивающими и обучающими программами, мультимедийными презентациями и много разнообразного дидактического подсобного материала. Учитель-дефектолог в детском саду регулярно проводит не только подгрупповые, но и индивидуальные занятия. Согласно статистике у каждого второго ребёнка наблюдаются нарушения речи, многим детям сложно справиться с произношением новых звуков. Поэтому особенно важна своевременная помощь дефектолога. О развитии речи своего ребёнка, особенно дошкольного возраста, родителям нужно позаботиться заранее. Опытный дефектолог в детском саду поможет решить многие проблемы, связанные с произношением звуков и исправлением речи ребёнка. Коррекционные занятия дефектолога-логопеда направлены на: - исправление дефектов речи; - развитие не только правильной, но и красивой речи; - коррекцию звукопроизношения, общего и фонетико-фонематического недоразвития речи; - профилактику нарушений чтения и письма; - развитие оптико-пространственных представлений; - развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики. Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия учителя-дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями. Кроме занятий с ребёнком учитель-дефектолог в детском саду проводит консультирование родителей, во время которых родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка. Так что, дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать очень много для Вашего ребёнка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни. Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребенка!..
развернуть

Кратко о речевом развитии ребенка

07.09.2021
1. Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе. 2. Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении. 3. Первый образец речи для ребёнка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья - первая школа. 4. Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова - это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью. 5. Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова – заменители, такие как ням - ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка. 6. При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая вашей речи, научится говорить правильно. 7. Следите за появлением и развитием речи вашего ребёнка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребёнка обращайтесь к специалистам. 8. Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка. 9. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние. Кратко о речевом развитии ребенка 2 года – ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. 3 года – словарный запас: 250-700 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; употребляет в предложении простые предлоги и союзы: потому что, если, когда. Правильно произносит звуки: с, з. 4 года – в речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных. 5 -6 лет – словарный запас увеличивается до 2500-3000 единиц. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. 7 лет – словарь увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила. Если отклонения от нормы у вашего малыша достаточно велики, советуем обратиться за консультацией к логопеду. Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребенок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых — образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним, читать ему стихи и сказки. Рекомендации учителя-дефектолога родителям детей с речевыми нарушениями Общие рекомендации: Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-дефектологу. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий. Постепенно усложняйте требования к речи ребенка. Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли. Воспитывайте усидчивость, самостоятельность. Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе. Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия учителя -дефектолога, ребенка и родителей. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Исправление звуков проводится поэтапно: 1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.); 2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов); 3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях); 4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим). Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома! Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику. Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определите место звука в слове (начало, середина, конец слова), составьте с данными словами предложения, выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради, обязательно следите за поставленными звуками в повседневной речи. Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-дефектолога. Желаем успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!
развернуть